Искусство Проторенессанса.

Возрождение (Ренессанс, от франц.) – это период развития европейских стран в идейном и культурном плане.
Термин появился в 16 в. в Италии и применялся сначала только к искусству. Это Вазари – итальянский художник, первый историограф итальянского Возрождения («Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих») – писал о «возрождении искусства в Италии».
В то время эпоха средневековья рассматривалась как период беспросветного варварства и невежества, которая последовала за гибелью блестящей античной цивилизации. Поэтому историки того времени считали, что искусство возродилось после средневекового перерыва в развитии искусства.
Общая периодизация:
Италия. 13 – 16 вв.
Другие страны Европы. Кон. 15 – нач. 17 вв.

Исторические условия возникновения культуры Возрождения в Италии:
Слабость феодальной системы в стране и выгодное географическое положение привели к тому, что Италия стала первой капиталистической страной в Европе.
Развитие торговли сопровождалось подъемом ремесел, появлению объединений ремесленников, купеческих гильдий. Появился новый социальный класс в обществе - буржуазия.
Уже в 11 – 13 вв. в ряде итальянских городов прошли революции, они приобрели самостоятельность и установили республиканскую форму правления.
В области средней Италии, Тоскане выросли крупные города: Флоренция, Пиза, Сиена.
Флоренция стала главным очагом Возрождения (Данте, Петрарка, Бокаччо). Новая художественная школа началась здесь с Джотто, а потом были Мазаччо, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело.
Сиена играла важную роль в искусстве 14 века.
На севере Италии выделились Венеция, Генуя, Милан.
В 16 в. ведущие художественные силы концентрируются в Риме.

Новые воззрения в обществе:
Развитие науки приводит к тому, что непререкаемое в Средние века первенство богословия над наукой сменяется верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины.
Отсюда распространенный идеал художника Возрождения – художника-универсала, ученого (Леонардо да Винчи).
- На смену схоластике, философии служащей религии, приходит гуманизм.
Гуманизм (от лат. человеческий, человечный) – светское философское воззрение эпохи Возрождения. Гуманизм признал ценности человеческой личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. «Все во имя человека, для блага человека».
Гуманисты того времени подчеркивают интерес к человеческому в противовес божественному.
Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным интересом к реальному миру, человеку, чувством красоты и величия природы.
Культуре и искусству Возрождения присущ оптимизм, связанный с верой в безграничность человеческих возможностей.
Ведущую роль в культуре Возрождения играло изобразительное искусство. Это связано со стремлением к прекрасному и живой интерес к реальности.

Периодизация искусства Возрождения в Италии
1. Проторенессанс (Треченто). 2 пол. 13 – 14 в.
2. Раннее Возрождение (Кватроченто). 15 век.
3. Высокое Возрождение. Кон. 15 – 1 треть 16 вв.
3. Позднее Возрождение. С 30 – 40-х гг. и весь 16 в.
Позднее Возрождение существовало параллельно с искусством маньеризма. «Маньеризм» - художественное направление, связанное с кризисом и разложением итальянского Возрождения, и сформировавшееся в условиях глубокого экономического кризиса в Италии и феодально-католической реакции.
Весь 16 век еще называют «Чинквеченто».

Основные черты искусства Возрождения
Отличие от античности:
В классической древности человек подвластен воле богов, его личные качества не могли изменить судьбу. В эпоху Возрождения человек – хозяин своей судьбы.
Идеалы гуманизма отразились в искусстве эпохи Возрождения, в создании образа прекрасного, гармонически развитого человека, героя с титаническим характером и страстями, который творит свою жизнь.

Обращение к реальности сказалось на:
Распространении новых сюжетов.
Развитии портрета, пейзажа.
Новая, иногда почти жанровая интерпретация религиозных сюжетов.
Радикальное обновление художественных средств:
Отказ от деформации и дематериализации фигур.
Отказ от условности жестов и мимики.
Интерес к передаче места действия.
Создание иллюзии трехмерного пространства.
Правильное строение и постановка фигуры.

Общая характеристика культуры возрождения
Зародилась в Италии в середине XIV в.
Обращение к античности.
Гуманизм: в центре внимания знания о человеке и обществе.
Отказ от аскетизма, прославление земной жизни.
Аскетизм – ограничение или подавление естественных желаний, отказ от роскоши, от радостей жизни.

Скульптура Проторенессанса

У истоков итальянского Проторенессанса стоит работавший во второй половине 13 века в Пизе мастер Николо Пизано.
Никколо Пизано. Ок. 1220 – 1278/84.
Основал школу скульптуры, просуществовавшую до сер. 14 в. и распространившую свое влияние по всей Италии.

Кафедра баптистерия в Пизе
Кафедра баптистерия в Пизе. Мрамор. Ок. 1260 г. Предназначалась для выступления священнослужителей.

В рельефах на традиционные сюжеты, например «Рождество», широко использованы мотивы скульптуры позднеримских саркофагов и ваз.
Здесь же – сюжет «Благовещение».
- Светский характер сюжетов.
- Высокий рельеф помог подчеркнуть объемность фигур.

«Принесение во Храм» Никколо Пизано
В сюжете «Принесение во Храм» Никколо Пизано воспроизвел в виде старца Симеона фигуру Диониса с античной мраморной вазы.

изображение нагого Геракла
Аллегория «Силы» имеет своим прообразом древние изображения нагого Геракла.

«Избиение младенцев»
С невиданной до того экспрессией передан драматизм сюжета «Избиение младенцев».
Как и у Никколо, в произведениях Джованни можно найти мотивы, заимствованные из античной скульптуры. Например, позднеримские рельефы.

Арнольфо ди Камбио. Ок. 1240 - 1302.
От учителя Никколо Пизано унаследовал пристрастие к классике.

Перуджа. Фонтан. 1281
Его образы монументальны, величественны. Перуджа. Фонтан. 1281.

Живопись Проторенессанса

Кроме Тосканы (города Флоренция, Пиза, Сиена), расположенной к северу от Рима, на рубеже 13 – 14 вв. новые веяния проникли и в художественные круги Рима.
В течение некоторого времени значительная роль в живописи Проторенессанса принадлежала римским художникам. Хотя подъем римской школы был недолговременным из-за отлива художественных сил из папской столицы в период так называемого авиньонского пленения пап (в 1309 – 1377 гг. папский престол был перенесен в Южную Францию).

Пьетро Каваллини. Ок. 1250 – ок. 1330.
Подобно тому, как Николо Пизано реформировал итальянскую скульптуру, Каваллини заложил основы нового направления в живописи.
В творчестве опирался на позднеантичные и раннехристианские памятники живописи.
Стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения.
Сохраняя «византийскую манеру» вводит светотеневую моделировку формы.
Фрески в церкви Санта Чечилиа ин Трастевере. 1293.

Фигуры апостолов из «Страшного суда».
Фигуры апостолов из «Страшного суда».
Бесплотность фигур сменяется здесь монументальностью.

Мозаика церкви Санта Мария ин Трастевере. 1291.
Мозаика церкви Санта Мария ин Трастевере. 1291.
Рождение Марии.
Использует систему античной перспективы интерьера – две ниши с сокращающимся в перспективе кассетированным потолком (2 точки схода).

После того, как со второго десятилетия 14 века художественная жизнь в Риме замерла, ведущая роль в итальянской живописи перешла к флорентийской школе.
Роль Флоренции в истории Итальянского Возрождения исключительна. В течении двух столетий она была неким художественным центром страны.
В начале 14 в. Флоренция была богатым и процветающим городом-республикой. Основу благосостояния города составляло сукноделие.
Вся полнота власти находилась по конституции республики у ремесленных цехов и купеческих гильдий. Знать была отстранена от всякого участия в политической жизни.

Цехи и гильдии взяли на себя заботу об украшении города и были главными заказчиками на произведения искусства.
Рождение проторенессансного искусства Флоренции связывают с именем Ченни ди Пеппо, прозванного Чимабуэ. Ок. 1240 – ок. 1302.
Джорджо Вазари, с которого началась история искусств в Европе, свою книгу о художниках Возрождения «Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» начал именно с Чимабуэ. Он писал: «Нескончаемым потоком бедствий, затопившим и низвергшим в бездну несчастную Италию, не только были разрушены памятники архитектуры <…> но, что еще существеннее, как бы уничтожены были совершенно и все художники. И вот тогда-то, по воле Божией, и родился в городе Флоренции в 1240 году, дабы возжечь первый свет искусству живописи, Джованни по фамилии Чимабуэ <…>.
<…> в конце концов, прожив 60 лет, он отошел в другую жизнь <…>, почти что возродив живопись.
Остается мне сказать о Чимабуэ, что в начале нашей книги <…> можно видеть кое-какие небольшие вещи, выполненные его рукой в духе миниатюр; и хотя теперь они и кажутся довольно неуклюжими, все же по ним можно судить, сколько хороших качеств приобрело искусство рисунка благодаря его творениям».

Маэста (Мадонна с младенцем и ангелами) из церкви Санта Тринита. 1280-1285
Маэста (Мадонна с младенцем и ангелами) из церкви Санта Тринита. 1280-1285. Уффици. Алтарная картина.
- В фигурах пророков чувствуется стремление отойти от греческой манеры имперсональности образов.
- Новые искания и в попытке объединить группу общим действием – ангелы поддерживают трон, двое из пророков смотрят на мадонну с младенцем.
- Элементы пространственности в построении трона.
Но пока в композиции нет глубины и фигуры остаются плоскостными. Византийская иконографическая схема пока господствует в работе.

Самым радикальным реформатором живописи был Джотто ди Бондоне. 1266/67 – 1337.
Именно к его деятельности приурочивается обычно возникновение нового искусства. В произведениях он достигает огромной силы драматического напряжения и психологической глубины. Работал как живописец, скульптор и архитектор. Но главное призвание – живопись.
- Большие повествовательные циклы.
- Новое понимание пространства и объема.
- Взволнованность и экспрессия образов.
- Сила в столкновении контрастов и передаче человеческих чувств.
Сам Данте в «Божественной комедии» упомянул Джотто:
16:35 03.06.2010 Кисть Чимабуе славилась одна,
А ныне Джотто чествуют без лести,
А живопись того затемнена.


Церковь Сан Франческо в Ассизи. Посвящена святому Франциску (1182 - 1226)
Церковь Сан Франческо в Ассизи. Посвящена святому Франциску (1182 - 1226), основавшему орден нищенствующих монахов.
Цитата из книги Александра Викторовича Степанова «Искусство эпохи Возрождения». Стр. 80. о церкви в Ассизи.
На высоте около 2 м от пола Джотто с помощниками написали 27 картин 2,7 х 2,3 м.
Настоящий каркас был подхвачен иллюзорными архитектурными деталями. Например, мнимый карниз незаметно переходит в действительный.


1. Предсказание славы св.Франциску.
2. Дарение плаща прославленному обнищавшему воину.
3. Св.Франциск видит сон о дворце, наполненном оружием.

роспись капеллы дель Арена в Падуе
Центральной работой Джотто является роспись капеллы дель Арена в Падуе.

Истории Иоакима (отца Марии, Изгнание Иоакима из храма), Марии и Христа в передаче Джотто
Истории Иоакима (отца Марии, Изгнание Иоакима из храма), Марии и Христа в передаче Джотто – это повествования с присказкой «как сейчас вижу».

Фрагмент фрески в Палаццо Публико в Сиене
Симоне Мартини. Ок. 1285 – 1344.
Гвидориччо де Фольяни. Фрагмент фрески в Палаццо Публико в Сиене. 1328

Благовещенье.
Симоне Мартини. Благовещенье.

имоне Мартини. Мадонна.
Симоне Мартини. Мадонна.

Фреска в Палаццо Публико в Сиене. Доброе и дурное правление и их последствия.
Амброджо Лоренцетти. ? – 1348. Фреска в Палаццо Публико в Сиене. Доброе и дурное правление и их последствия. 1337 – 1339.

Фреска в Палаццо Публико в Сиене. Доброе и дурное правление и их последствия.