10.1 Искусство Западной Европы XIX века. Классицизм, романтизм.

Классицизм

Классицизм, художественный стиль в европейском искусстве 17–начала 19 века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Классицизм, развивавшийся в острополемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре 17 века.

Классицизм 18 – начала 19 веков (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади (Габриель Жак Анж и Суфло Жак Жермен), поиски новых, безордерных форм архитектуры, стремление к суровой простоте в творчестве Леду Клода Никола предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике (Пигаль Жан Батист и Гудон Жан Антуан), декоративных пейзажах (Робер Юбер). Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Жака Луи Давида. В 19 столетии живопись классицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных мастеров, таких, как Жан Огюст Доминик Энгр, вырождается в официально-апологетическое или претенциозно-эротическое салонное искусство. Интернациональным центром европейского классицизма 18 – начала 19 века стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации (немецкий живописец Антон Рафаэль Менгс, скульпторы: итальянец Канова Антонио и датчанин Торвальдсен Бертель). Для архитектуры немецкого классицизма характерна суровая монументальность построек Карла Фридриха Шинкеля, для созерцательно-элегичной по настроению живописи и пластики – портреты Августа и Вильгельма Тишбейнов, скульптура Иоганна Готтфрида Шадова. В английском классицизме выделяются антикизирующие сооружения Роберта Адама, палладианские по духу парковые усадьбы Уильяма Чеймберса, изысканно-строгие рисунки Дж. Флаксмена и керамика Дж. Уэджвуда. Собственные варианты классицизма развивались в художественной культуре Италии, Испании, Бельгии, скандинавских странах, США; выдающееся место в истории мирового искусства занимает русский классицизм 1760–1840-х годов.

К конце первой трети 19 столетия ведущая роль классицизма почти повсеместно сходит на нет, он вытесняется разнообразными формами архитектурного эклектизма. Оживает художественная традиция классицизма в неоклассицизме конца 19 – начала 20 веков.

Жан Огю́ст Домини́к Энгр, (1780—1867) — французский художник, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века.
В творчестве Энгра – поиск чистой гармонии.
Учился в тулузской академии изящных искусств. По окончании академии переезжает в Париж, где в 1797 становится учеником Жака-Луи Давида. В 1806—1820 учится и работает в Риме, затем переезжает во Флоренцию, где проводит ещё четыре года. В 1824 возвращается в Париж и открывает школу живописи. В 1835 вновь возвращается в Рим в должности директора Французской академии. С 1841 года до конца жизни живёт в Париже.

Автопортрет. 1804
Автопортрет. 1804

Академи́зм (фр. academisme) — направление в европейской живописи XVII—XIX веков. Академическая живопись возникла в период развития в Европе академий художеств. Стилистической основой академической живописи в начале XIX века являлся классицизм, во второй половине XIX века - эклектизм.
Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.

Портреты семьи Ривьер Портреты семьи Ривьер Портреты семьи Ривьер
Энгр. Портреты семьи Ривьер. 1804-05

Энгр. Наполеон на императорском троне. 1806
Энгр. Наполеон на императорском троне. 1806

Энгр. Портрет художника Франсуа-Мариуса Гране. 1809
Энгр. Портрет художника Франсуа-Мариуса Гране. 1809

Энгр. Портрет г-жи де Сеннон, в девичестве Мари-Женевьев-Маргерит Маркоз, 1814
Энгр. Портрет г-жи де Сеннон, в девичестве Мари-Женевьев-Маргерит Маркоз, 1814

Энгр. Г-жа Девосе. 1807
Энгр. Г-жа Девосе. 1807

Энгр. Юпитер и Фетида. 1811
Энгр. Юпитер и Фетида. 1811

Энгр. Рафаэль и Форнарина. 1814
Энгр. Рафаэль и Форнарина. 1814

Энгр. Паоло и Франческа. 1819
Энгр. Паоло и Франческа. 1819

Энгр. Купальщица Вальпинсона. 1808
Энгр. Купальщица Вальпинсона. 1808

Энгр. «Большая одалиска». 1814
Энгр. «Большая одалиска». 1814

Энгр. Джозеф Вудхед с женой и шурином. 1816
Энгр. Джозеф Вудхед с женой и шурином. 1816

Энгр. Никколо Паганини. 1819 графит
Энгр. Никколо Паганини. 1819 графит

Энгр. Обет Людовика XIII.  Салон 1824 года
Энгр. Обет Людовика XIII. Салон 1824 года

Энгр. Луи-Франсуа Бертен. 1832
Энгр. Луи-Франсуа Бертен. 1832

Энгр. Мари-Клотильд-Инес Муатесье. 1856
Энгр. Мари-Клотильд-Инес Муатесье. 1856

Энгр. Виконтесса д’Оссонвиль. 1845
Энгр. Виконтесса д’Оссонвиль. 1845

Энгр. Царевич Антиох и Стратоника. 1840
Энгр. Царевич Антиох и Стратоника. 1840

Энгр. Одалиска и рабыня. 1840
Энгр. Одалиска и рабыня. 1840

Энгр. Источник. 1820-56
Энгр. Источник. 1820-56




Романтизм

Романтизм — явление, порожденное буржуазным строем. Как мировоззрение и стиль художественного творчества он отражает его противоречия: разрыв между должным и сущим, идеалом и действительностью. Осознание нереализуемости гуманистических идеалов и ценностей Просвещения породило две альтернативные мировоззренческие позиции. Суть первой — презреть низменную действительность и замкнуться в скорлупе чистых идеалов. Суть второй — признать эмпирическую реальность, отбросить все рассуждения об идеальном. Исходным пунктом романтического мировоззрения является открытое неприятие действительности, признание непреодолимой пропасти между идеалами и реальным бытием, неразумности мира вещей.

Для него характерны негативное отношение к действительности, пессимизм, трактовка исторических сил как находящихся вне реальной повседневной действительности, мистификация и мифологизация. Все это побуждало к поискам разрешения противоречий не в реальном мире, а в мире фантазий.

Романтическое миропонимание охватило все сферы духовной жизни — науку, философию, искусство, религию. Оно выразилось в двух вариантах:

Первый — в нем мир представал бесконечной, безликой, космической субъективностью. Творческая энергия духа выступает здесь началом, созидающим мировую гармонию. Для этого варианта романтического миропонимания характерен пантеистический образ мира, оптимизм, возвышенные чувства.

Второй — в нем человеческая субъективность рассматривается индивидуально-личностно, понимается как внутренний самоуглубленный мир человека, находящегося в конфликте с внешним миром. Такому мироощущению свойственен пессимизм, лирически-грустное отношение к миру.

Исходным принципом романтизма было «двоемирие»: сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Способом выражения этого двоемирия был символизм.

Романтический символизм представлял органическое соединение мира иллюзорного и реального, что проявилось в появлении метафоры, гиперболы, поэтических сравнений. Романтизму, несмотря на тесную связь с религией, были присущи юмор, ирония, мечтательность. Образцом и нормой для всех областей искусства романтизм объявил музыку, в которой, по мнению романтиков, звучала сама стихия жизни, стихия свободы и торжества чувств.

Возникновение романтизма было обусловлено рядом факторов. Во-первых, социально-политическими: Французская революция 1769— 1793 гг., наполеоновские войны, война за независимость Латинской Америки. Во-вторых, экономическими: промышленный переворот, развитие капитализма. В-третьих, он формировался под влиянием классической немецкой философии. В-четвертых, сложился на основе и в рамках существующих литературных стилей: просвещения, сентиментализма.

Расцвет романтизма приходится на период 1795— 1830 гг. — период европейских революций и национально-освободительных движений, и особенно ярко романтизм проявился в культуре Германии, Англии, России, Италии, Франции, Испании.

Романтическая тенденция оказала большое влияние в гуманитарной области, а позитивистская — в естественно-научной, технической и практической.

Жан Луи Андре Теодор Жерико (1791—1824).
Ученик в течение недолгого времени К. Верне (1808—1810), а потом П. Герена (1810—1811), которого огорчали его приемы передачи природы не в соответствии с принципами школы Жака-Луи Давида и пристрастие к Рубенсу, но впоследствии признавший рациональность стремлений Жерико.
Служа в королевских мушкетерах, Жерико писал преимущественно батальные сцены, однако после путешествия в Италию в 1817—19 гг. он исполнил большую и сложную картину «Плот „Медузы“» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма. Новизна сюжета, глубокий драматизм композиции и жизненная правда этого мастерски написанного произведения не были сразу оценены по достоинству, но вскоре оно получило признание даже со стороны приверженцев академического стиля и принесло художнику славу талантливого и смелого новатора.

Теодор Жерико, автопортрет.
Теодор Жерико, автопортрет.

Жерико. Портрет г-на Д. (лейтенанта Дьедонне)Офицер конных егерей, идущий в атаку. 1812
Жерико. Портрет г-на Д. (лейтенанта Дьедонне) Офицер конных егерей, идущий в атаку. 1812

Жерико. Раненый кирасир, покидающий поле боя. 1814
Жерико. Раненый кирасир, покидающий поле боя. 1814

Жерико. Портрет карабинера
Жерико. Портрет карабинера

Жерико. Бег свободных лошадей. Балтимор, Музей искусств
Жерико. Бег свободных лошадей. Балтимор, Музей искусств

Жерико. Бег свободных лошадей. Лилль. Музей искусств
Жерико. Бег свободных лошадей. Лилль. Музей искусств

Жерико. Четверо юношей, сдерживающих коня
Жерико. Четверо юношей, сдерживающих коня

Жерико. Плот «Медузы». 1819
Жерико. Плот «Медузы». 1819.
трагическая напряженность и драматизм. В 1818 году Жерико работал над картиной «Плот Медузы», положившей начало французскому романтизму. Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».
В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившиеся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом «Аргус». Подробности плавания выживших потрясли современное общественное мнение, а само крушение обернулось скандалом во французском правительстве из-за некомпетентности капитана судна и недостаточности попыток спасения потерпевших.

Образное решение
Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Жерико сумел создать яркий образ, соединив в одной картине мёртвых и живых, надежду и отчаяние. Картине предшествовала огромная подготовительная работа. Жерико делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казнённых. «Плот „Медузы“» стал последним из законченных произведений Жерико.
В 1818 году, когда Жерико работал над картиной «Плот „Медузы“», положившей начало французскому романтизму, Эжен Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».

Реакция публики
Когда Жерико выставил «Плот „Медузы“» в Салоне в 1819 году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета.
Картина была приобретена в 1824 году и в настоящее время находится в 77-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре.

Жерико. Скачки в Эпсоме. 1821
Жерико. Скачки в Эпсоме. 1821

Жерико. Окно булочной. 1821, литография
Жерико. Окно булочной. 1821, литография

Жерико. Клептоман. Ок. 1820
Жерико. Клептоман. Ок. 1820

Жерико. Сумасшедшая, страдающая манией зависти («Гиена Сальпетриера»)
Жерико. Сумасшедшая, страдающая манией зависти («Гиена Сальпетриера»)

Эже́н Делакруа́ (1798 — 1863) — французский живописец и график, глава романтического направления в европейской живописи.
Но настоящими университетами для Делакруа стали Лувр и общение с молодым живописцем Теодором Жерико. В Лувре он очаровался работами старых мастеров. В то время там можно было увидеть немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращенных их владельцам. Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы — Рубенс, Веронезе и Тициан. Но самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор Жерико.

Эжен Делакруа. Ладья Данте. 1822.
Эжен Делакруа. Ладья Данте. 1822.

Эжен Делакруа. Резня на Хиосе. 1824.
Эжен Делакруа. Резня на Хиосе. 1824.

Делакруа. Казнь дожа Марино Фальери. 1826
Делакруа. Казнь дожа Марино Фальери. 1826

Делакруа. Смерть Сарданапала. 1827
Делакруа. Смерть Сарданапала. 1827

В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. Делакруа симпатизировал восставшим, и это нашло отражение в его «Свободе, ведущей народ» (у нас это произведение известно также под названием «Свобода на баррикадах»). Выставленное в Салоне 1831года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Новое правительство купило картину, но при этом немедленно распорядилось снять ее, слишком уж опасным казался ее пафос.

Делакруа. Свобода, ведущая народ. 28 июля 1830. Салон 1831.
Делакруа. Свобода, ведущая народ. 28 июля 1830. Салон 1831.

Делакруа. Алжирские женщины. 1834
Делакруа. Алжирские женщины. 1834

Делакруа. Еврейская свадьба в Марокко. 1839
Делакруа. Еврейская свадьба в Марокко. 1839

Делакруа. Гамлет на кладбище. 1839
Делакруа. Гамлет на кладбище. 1839

Делакруа. Портрет Фредерика Шопена. 1838.
Делакруа. Портрет Фредерика Шопена. 1838.

Делакруа. портрет Жорж Санд. 1838.
Делакруа. портрет Жорж Санд. 1838.

Делакруа. Вход крестоносцев в Константинополь. 1840
Делакруа. Вход крестоносцев в Константинополь. 1840