Врубель Михаил Александрович

5 марта 1856 года в городе Омске в семье военного родился Михаил Александрович Врубель. Когда мальчику было три года, его мать умерла, потому воспитанием его занимался не только отец, который проявлял живой интерес к склонностям сына к искусству, но и мачеха-пианистка, которая сумела воспитать в мальчике любовь к музыке. Врубель закончил одесскую гимназию, после которой поступил учиться на юридический факультет Петербургского университета, в то же время посещая вечерние классы в Академии художеств, в которую он поступил уже в 1880 году, поле того, как окончил университет. Отныне Врубель целиком и полностью посвящает себя искусству. Не последнюю роль в воспитании художника сыграл П. П. Чистяков, в классе которого Врубель занимался, начиная еще с 1882 года. Именно к академическому периоду можно отнести многие рисунки и акварели художника, такие, как «Портрет З. А. Штукенберг» и «Портрет девочки» (1882). В 1884 году Врубель был приглашен в Киев искусствоведом А. В. Праховым. В то время здесь проводилась реставрация Кирилловской церкви, для которых Прахов искал талантливых, но недорогостоящих художников, которых он разыскивал среди студентов. Во время восстановления фресок Кирилловской церкви, Врубель занимается изучением древнерусского и византийского искусства, изучает искусство Италии, находясь в Венеции, где ему пришлось писать четыре иконы. В Киеве Врубелем был создан цикл эскизов росписи Владимирского собора, которая не отвечала в полной мере установленным церковным канонам, из-за чего их отклонили заказчики. Именно работа с фресками оказала существенное влияние на Врубеля, как на монументалиста.

В 1889 году Врубель переезжает в Москву, где становится членом Абрамцевского художественного кружка. На одной из встреч кружка Врубель встречается с певицей Н. И. Забелой, которая впоследствии в 1896 году становится его женой. Многие образы Врубеля основаны именно на чертах его супруги. Примерно в то же время Врубель сумел сблизиться с Римским-Корсаковым, написавшим несколько своих опер непосредственно для Забелы. Помимо декораций к операм Римского-Корсакова, Врубель также выполнил серию скульптур, которая была навеяна ему такими произведениями композитора, как «Берендей», «Морской царь», «Весна», «Садко» и прочие. Своими размышлениями о поэме Лермонтова «Демон», Врубель сумел открыть совершенно новую страницу в развитии такого направления, как русская иллюстрация. Результатом длительных изысканий живописца становится картина «Демон», образ которого в дальнейшем занимает одно из главных мест в жизни и творчестве Врубеля. В 1899 году Врубель пишет картину, которая в дальнейшем оказывается незавершенной — «Демон летящий», после которой в 1902 году им создается картина «Демон Поверженный», в котором он старается воплотить всю безысходность, тоску, и крушение надежд.

90-е годы — период создания Врубелем серии интереснейших портретов, из которых выделяется незавершенный «Портрет С. И Мамонтова» (1897) Сам Врубель говорил об этом своем произведении: «Сегодня мы — я, Ф.А. и П.И. были на Бутырках и ни души не застали дома; да и лучше, я мог свободнее отдаться обозрению своих прежних вдохновений, и я вышел очень ободрённым им. Портрет С.И. действительно как экспрессия, посадка, сила лепки и вкусность аксессуаров прямо очаровали меня. В высшей степени смелая и красивая техника и не мазня, а всё, что сделано более чем правдиво — красиво и звучно.» Именно благодаря незавершенности портрета современные исследователи могут попытаться проникнуться и понять те задачи, которые ставились перед художником. В отличие от «Портрета С. И. Мамонтова», в «Портрете Забелы-Врубель, жены художника, в летнем туалете ‘Empire’» (1898) мазок мастера отличается легкостью и динамичностью. Этой своей работой Врубель изобразил свою супругу в пленере, в платье, эскиз которого создавал он сам. Характер этого портрета насквозь пронизан светом , отличаясь при этом особой виртуозной легкостью мастера. Врубель отличался таким редким талантом, как умение показывать образом одного человека всю полноту и своеобразие характера целой нации. Подобное качество можно увидеть не только в таких его работах, как панно «Испания», «Венеция», «Гадалка», но и тем беглым наброскам, которые художник выполнял в Италии. В 1898 году Врубель создает панно «Богатырь» от которого веет спокойной добротой и былинной мощью. Образ «Пана» Врубель сумел почерпнуть из рассказа А. Франса «Святой сатир». Пан в этой картине — существо, неподвластное природе, он является ее олицетворением. Картина «Царевна-лебедь» отражает в себе нежную и хрупкую красоту женской души. Даже в облике царевны-лебедя можно легко угадать черты его любимой жены. Рисунок, который изображен на крыльях лебедя в этой картине, Врубель нашел в морозных узорах на стеклах. Несмотря на всю яркость творческой натуры Врубеля, для него была также очень важной работа с натурой, с ее постоянным поиском верных цветовых решений. Стоит также отметить рисунки Врубеля, выполненные в легкой и непринужденной манере с таким артистизмом и такой виртуозностью, что всегда кажутся самой замечательной находкой. Уже находясь в тяжелом состоянии из-за болезни, художник создает серию замечательных рисунков с натуры, которые создавались им в моменты просветления, когда он находился в клинике для душевнобольных.

Последние четыре года своей жизни Врубель лишился возможности творить, так как стал серьезно терять зрение. Художник умер в Петербурге 1 апреля 1910 года, похоронили его на Новодевичьем кладбище.



Галерея: Врубель Михаил Александрович