Рембрандт ван Рейн

В 1606 году в семье мельника в Лейдене родился Рембрандт Харменс ванн Рейн. После окончания школы, он по желанию родителей поступает в 1620 году в Лейденский университет, который вскоре оставляет ради занятий живописью. Спустя три года Рембрандт перебирается в Амстердам. Когда ему исполняется 12 лет, в 1625 году он без покровителей и средств, а также без звания мастера возвращается в родной город, где принимается за работу.

С самого начала Рембрандт не был избалован заказами, занимаясь написанием портретов своих близких и особенно автопортретов, изображая себя задумчивым или же смеющимся. Так и продолжалось его учение — художник занимался изучением выражения лица, которое соответствовало бы определенным настроениям и чувствам.

В 1632 году художник навсегда переезжает в Амстердам, где местная гильдия хирургов практически сразу предлагает ему довольно выгодный заказ — он должен был рисовать их членов на лекции голландского врача Николаса Питерса. На этой картине изображен элегантный и сдержанный доктор, вскрывающий труп. Хирурги же образовывают на картине слитную группу, которая робеет перед зрелищем мертвеца и тщательно сверяет увиденное с иллюстрацией в книге, восхищаясь при этом мастерством доктора. Именно «Анатомия доктора Тулпа» сумела принести Рембрандту первое признание публики, после чего состоятельные люди Амстердама стали наперебой делать заказы на портреты.

В 1634 году Рембрандт женится на Саскии ванн Эйленбюрх. Автопортрет, написанный им в 1635 году, изображает самого художника нарядным и веселым кавалером, который восседает за праздничным столом с супругой на коленях.

Уже в сороковые годы семнадцатого века Рембрандт владел роскошным особняком, в который вмещалось собрание его картин, а также уникальная коллекция драгоценностей, старинного оружия, восточных тканей.

В 1642 году Рембрандт работал над большим заказом — картиной «Выступление стрелковой роты капитана Франса Биннинга Кока».

В сороковые годы художник увлекается пейзажем, ища именно в природе утешение в связи с кончиной жены. Пятидесятые годы становятся для Рембрандта годами испытаний. После того, как в 1649 году он принял в свою семью в качестве любимой женщины служанку Хендрикьё Стоффелс, не оформив с ней официального брака, он стал раздражать городских обывателей своей безнравственностью. Публика и без этого несколько охладела к мастеру, из-за вошедшей в то время моды манеры живописи Антониса ванн Дейка, который предпочитал использовать светлые, легкие тона, мелкие мазки, которые накладывались с тем расчетом, чтобы поверхность картины получалась гладкой. Подобным вкусам Рембрандт потакать не желал, и даже потеряв своих заказчиков, старался не опускать рук.

В это время он пишет особенно много портретов, выбирая модели самостоятельно. В качестве моделей выступали его родственники, друзья, соседи. Так ему удалось обессмертить на полотне неизвестного пожилого человека — «Старик в красном», 1652-1654.одним из самых обаятельных юношеских образов во всем мировом искусстве стал «портрет Титуса за чтением». Не столь поэтичен Портрет Хендрикьё Стоффелс, но также озарен сильным и теплым чувством.

В период 1657-1660 года художника объявляют банкротом, его дом был продан, коллекции картин и имущество пошли с молотка за бесценок. В это время он пишет свой трагический автопортрет.

В своих последних работах Рембрандт постарался достигнуть наиболее высокой человечности, создавая глубокие и яркие образы. В 1666 году он завершает две картины, которые были навеяны библией. Это картины «Еврейская невеста» и «Возвращение блудного сына».

В это же время старого Рембрандта постигают утраты — умирает в 1663 году Хендрикьё Стоффелс, через пять лет — его двадцатисемилетний сын Титус. Еще через год умирает и сам художник, уходя из жизни в забвении и нищете, но оставив после себя множество гениальных творений.



Галерея: Рембрандт ван Рейн