Микеланджело да Караваджо

В 1573 году в селении Караваджо близ Милана родился Микеланджело да Караваджо. В период с 1584 по 1588 годы он обучался у С. Петерцано в Милане, через два года уехал в Рим, где пробыл до 1606 года. В Риме положение будущего художника изначально было достаточно бедственным, он вел беспорядочную жизнь, работал по найму, благодаря чему неплохо узнал нравы и быт городских низов, позднее неоднократно обращаясь к ним за сюжетами для своих творений. Через какое-то время Микеланджело стал помощником в мастерской модного живописца Чезари д Арпино, где выполнял натюрморты на картинах хозяина.

Караваджо имел весьма необузданный темперамент, который доводил го до сложных, а иногда даже и опасных ситуаций. Ему много раз приходилось драться на дуэлях, за что его неоднократно отправляли в тюрьму. Авантюрный склад характера, «вульгарность» и брутальность Караваджо были отталкивающими далеко не для всех, и у этого независимого и дерзкого гения находились порой свои ценители и поклонники. Так у художника появился сильный покровитель — кардинал Франческо Мария дель Монте. Со временем искусство мастера признавалось и остальными власть имущими, его стали приглашать в знатные семьи итальянцев, такие как Массимо, Барберини, кардинал Шипионе Боргезе, маркиз Джустиниани.

Ранние творения Караваджо отличались звонким колоритом и некой прозрачной светотенью, обнаруживая определенную связь с североитальянской живописью шестнадцатого века. При этом явно проявлялись существенно новые черты. Караваджо противопоставляет индивидуальность и выразительность конкретной модели — «Маленький больной Вакх», аллегории толкования сюжета и непредвзятому изучению натуры в простоте бытового мотива — «Мальчик с корзиной фруктов». Караваджо умудряется воплотить в античных сюжетах народное начало — «Вакх», отрицает господствующую систему жанров, внося таким образом новый вклад в создание живописи — бытового жанра — «Гадалка», «Шулера» и натюрморта — «Корзина с фруктами». Религиозной же картине он придает интимно-психологическую интерпретацию — «Отдых на пути в Египет».

К концу 90-х годов шестнадцатого века уже складывается живописная оригинальная система Караваджо. Передний план картины, ярко освещенный солнцем, выделяется на фоне, погруженном в густую тень, достигая таким образом наглядность изображения, создавая впечатление ее непосредственной близости — «Лютнист».

Более поздние произведения Караваджо периода 1599-1606 гг — монументальны по своей композиции, отличаются исключительной силой и драматизмом. Для работ этого времени характерны контрасты тени и света и выразительная простота жестов, насыщенный колорит и энергичная лепка объемов.

В конце шестнадцатого — начале семнадцатого века Караваджо были созданы два цикла картин сюжеты которых были основаны на жизни апостолов. В церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме для капеллы Контарелли им были написаны три картины, которые он посвятил апостолу Матфею. Только две из них дошли до наших дней — «Мученичество апостола Матфея» и «Призвание апостола Матфея». В церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме Караваджо были выполнены две композиции — «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла».

Несмотря на постоянно возникающие вокруг его имени споры и скандалы, Караваджо регулярно получает заказы на написание картин для храмов. В 1602-1604 гг он пишет картину «Положение в гроб», предназначенную для церкви Санта-Мария дела Валичелла в Риме, после чего в 1603-16006 гг для алтаря римской церкви Санта-Мария дела Скала им была написана еще одна замечательная композиция «Смерть Марии». Однако, заказчик эту картину отверг. Здесь Караваджо истолковал традиционный сюжет «Успения Богородицы» не несущим радость, согласно церковным традициям, а как трагедию, погрузив апостолов, окруживших ложе Марии в скорбь.

Караваджо никак не мог быть удовлетворен спокойной жизнью успешного художника, и в 1606 году вновь проявил свой дерзкий характер. Убив на дуэли некоего Раннуччо Томассони из Тернии и скрывшись после этого в Неаполе от преследования. Здесь им было написано еще несколько шедевров, после чего художник отправился в Мальту. Однако и там он умудрился ввязаться в скандал, из-за которого и попал в тюрьму. В скором времени ему удалось бежать и скитаться в течение нескольких лет по городам Южной Италии.

В 1609 году художник снова вернулся в Неаполь, ожидая помилования и разрешения вернуться в Рим. И только в 1610 году он получил прощение у кардинала Гонзага, сел на корабль, но до места назначения так и не добрался, так как умер в Порт-Эрколе от лихорадки.



Галерея: Микеланджело да Караваджо