Дали Сальвадор

Сальвадора Дали считают истинным гением с множеством лиц, которому присуща та самая каталонская изменчивость, которой известны Миро и Пикассо. Сальвадор Дали довольно рано проявил себя в качестве человека, который отличается необычным и живым умом. В период 1920-1925 гг, Сальвадор испытал стремление к написанию в духе академизма, кубизма и кубизирующего реализма послевоенного времени, испанского и голландского реализма, футуризма. Пристрастие Дали к творчеству было инспирировано изучением работ Фрейда, что побудило Дали серьезно заниматься метафизической живописью.

Первая выставка Дали была проведена в Барселоне в 1925 году, в то время, когда им были написаны композиции, в которых он постоянно изображал пейзажи моря, оставшиеся в его памяти с самого детства, и являлись навязчивой идеей, которая никогда на протяжении всей жизни не покидала художника («Женщина перед скалами», 1926, Милан). Во время своих поездок в Париж в 1927-1928 гг Сальвадор Дали познакомился с Бретоном и Пикассо, после чего присоединился к группе сюрреалистов, которая занималась разработкой идей, которые были близки его собственным идеям. В то же время он познакомился с Галой Элюар, которая стала его вдохновительницей и супругой.

Дали способствовал создании своеобразной рекламы сюрреализму, произведения которого были выставлены в качестве экспонатов на выставке в галерее Геманс в 1929 году — «Моя мать, моя мать, моя мать», «Загадка желания», Цюрих, 1929 г., которые наглядно иллюстрировали его теорию критической паранойи, которая была в дальнейшем изложена в книге «Видимая женщина» (1920). Речь в ней ведется о продолжении традиций, которые ведутся в творчестве Леонардо да Винчи, Пьеро ди Козимо, Боттичелли. Увлеченный фроттажами и ташизмом Макса Эрнста, Дали стал увлекаться рисованием образов, которые были вызваны свободными ассоциациями случайно подобранных форм, которые имеют какое-либо значение. Именно таким образом он выполнял свои картины, растягивая на них предметы, разлагая и растворяя их, превращая их в другие предметы, подобные идеи вдохновляли также его интерпретации, которые иногда бывали и неприличными, таких известных картин, как Анджелюс Милле, который в трактовке Дали прикрывает эрегированный половой член шляпой. Данное произведение считается своеобразной интеллектуальной тренировкой мастера, в котором присутствует некий элемент самолюбования.

В 1934 году произошел разрыв с Бретоном, независимо от которого искусство Дали выросло непосредственно из эстетики сюрреализма, в которой находились достаточно близкие ему мотивы, такие, как чувство человека, потерянного в громадном мире, полная свобода воображения и чувство юмора («Стойкость воспоминания», 1931, Нью-Йорк, Музей современного искусства, «Предчувствие гражданской войны», 1936, Филадельфия, Музей искусства). Оригинальность таких мотивов просто нельзя отрицать, так как даже сам художник гордо сближал свою технику с техникой исполнения Мейссонье, а сюжеты, которые переходили из сюжета одной картины в другой, открывали всю его поднаготную, в которой были и гниение, и садизм, и эротизм. Влияние Танги, Де Кирико и Эрнста ассимилировали к явному отвращению к простоте, которая была воплощена мастером в стиле модерн, свойственном его соотечественнику Гауди, который воспевал съедобную и ужасную красоту. Подобные мотивы отразились также в фильмах и поэмах художника, которые были сняты при сотрудничестве с БюнюэлемАндалузский пес», 1928, «Золотой век», 1930).

В 1936 году Дали весьма неожиданно и подчеркнуто поворачивает к итальянскому классицизму, означая тем самым разрыв с историческим сюрреализмом. В период с 1940 по 1948 гг он проживает в США, а вернувшись в Испанию, в Каталонии в Порт-Льигат. В 1958 году он обвенчался с Галой. Творчество Дали этого периода обращено к разнообразным источникам, — итальянскому барокко («Христос св. Иоанна на кресте», 1951, Глазго, Художественная гал.), ниделандскому реализму, поп-арту, абстракционизму. Начиная с 1970 года, Дали часто прибегает к методам, которые позволяют довольно реально передавать рельефность.

Свой талант саморекламы художник проявил, с целью создания и укрепления в глазах публики мифа о таком Дали, который был починным представителем сюрреализма и экстраординарной личностью. Данную цель он достиг путем головокружительных махинаций и затей, компромиссов и предложений в отношении религиозной и политической властей. Бытие художника причудливо сплелось с его творчеством.

В 1974 году в Фигерасе, — родном городе художника, по его же инициативе был открыт Музей Дали. С 1971 года в кливлендском музее располагается собрание Рейнольда Муза. В 1979-1980 годах в Парижском национальном музее современного искусства прошла крупная ретроспективная выставка художника, по случаю которой на форуме в Центре Помпиду он произвел Героическую кермесу. Сегодня произведения Сальвадора Дали располагаются в американских и европейских музеях, в Глазго, Лондоне, Чикаго, Базеле, Париже, Нью-Йорке, Кливленде, Хартфорде, Вашингтоне и Филадельфии. Также выставки Сальвадора Дали проходили в Москве в 1989 году в Музее изобразительных искусств им. Пушкина и в 1994 в Центральном доме художника.



Галерея: Дали Сальвадор